Скандал вокруг Александровского водохранилища: законно ли выдано разрешение?

10 декабря 2015 | Украина

В последние две недели в Южноукраинске и прилегающих к нему районах разгорелся масштабный скандал вокруг Александровского водохранилища, который постепенно уже вышел за рамки города и обретает признаки масштаба общеобластного. Несколько сотен местных рыбаков активно протестуют против передачи в пользование некоему предприятию «Антина» (зарегистрировано в г. Львове) Александровского водохранилища. Состоялось несколько акций протеста, самая масштабная из них имела место в субботу, 5 декабря — на несколько часов была перекрыта трасса общегосударственного значения «Николаев-Ульяновка». Более того, участники акции заявили, что не остановятся, если их требования не будут удовлетворены.

В числе фигурантов скандала оказалась Николаевская рыбинспекция — ее рыбаки обвиняют в том, что она необоснованно выдала частной фирме разрешение на регулирование объема живых ресурсов в водохранилище.

Вот что удалось выяснить корреспондентам.

Режим рыбохозяйственной эксплуатации части Александровского водохранилища разработан в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления искусственного разведения, выращивания рыбы, других водных живых ресурсов и их использования в специальных товарных рыбных хозяйствах. Эта инструкция утверждена приказом Государственного комитета рыбного хозяйства Украины 15 января 2008 года и в том же году зарегистрирована в Минюсте.

В соответствии с п. 1.2, действие инструкции не распространяется на ряд водоемов:
- естественные или искусственно созданные водные объекты площадью до 10 га, рыбохозяйственная деятельность которых осуществляется в соответствии с научными обоснованиями, согласованными с территориальными органами охраны, воспроизводства водных живых ресурсов и регулирования рыболовства и территориальными органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины;
- рыбохозяйственные водные объекты рыбоводческих хозяйств (рыбопитомники, нерестово-выростные, товарные), построенные по соответствующим проектам для товарного рыбоводства;
- рыбохозяйственные водные объекты, находящиеся в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Поскольку Александровское водохранилище не вписывается в указанные параметры, действие инструкции распространяется и на него.

Для осуществления искусственного разведения, выращивания водных живых ресурсов (ВЖР) и их использования пользователь подает в специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам рыбного хозяйства Украины ряд документов.

В первую очередь, это «заявление, согласованное с территориальным органом рыбоохраны, в зоне контроля которого находится рыбохозяйственный водный объект». Согласно требованиям этого пункта, 23 октября 2015 года управлением охраны, использования и воспроизводства водных биоресурсов и регулирования рыболовства в Николаевской области было согласовано «Заявление» на согласование «Режима рыбохозяйственной эксплуатации части Александровского водохранилища».

Кроме того, предприятие должно предоставить научно-биологическое обоснование относительно рыбохозяйственного водного объекта (его участков), на котором создается специальное товарное рыбное хозяйство. Оно должно содержать следующую информацию:
- общую характеристику;
- гидрологический и гидрохимический режимы;
- видовой, возрастной, размерно-весовой состав ВЖР;
- объемы запасов, определенные по данным проведенных исследований;
- рыбопродуктивность по видам ВЖР;
- сроки запрета лова (добычи) ВЖР;
- видовой состав водорослей, зоопланктона, фитопланктона, бентоса, их биомасса, эффективность использования кормовой базы;
- расчеты объемов вселения ценных видов ВЖР и проведения рыбоводно-мелиоративных работ;
- расчеты объемов (лимитов) вылова туводних ВЖР и плановые показатели по вылову вселяемых видов;
- наличие или отсутствие видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Украины, и эндемических видов;
- меры по недопущению ухудшения экологического состояния, а также меры по недопущению уменьшения численности или уничтожение ценных и редких видов туводних ВЖР;
- регламентацию ведения любительского и спортивного рыболовства, которая должна включать выделение участков для любительского и спортивного рыболовства на условиях общего и специального использования ВЖР и не противоречить действующим нормативно-правовым актам в области регулирования любительского и спортивного рыболовства;
- для мидийно-устричных хозяйств — характеристику технологии и технических средств для выращивания (носители, специализация, установка).

В пакете документов должны присутствовать:
- Карта-схема расположения специального товарного рыбного хозяйства (СТРХ);
- свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности (для физического лица);
- устав, свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности (для юридического лица).
- При разработке Режима на водные объекты объемом более 1 млн куб.м (водохранилища) — лицензию на право хозяйственной деятельности, связанной с промышленным выловом рыбы на промышленных участках рыбохозяйственных водоемов, кроме внутренних водоемов (прудов) хозяйств.

Научно-биологическое обоснование и проект Режима на заказ пользователя разрабатываются рыбохозяйственной научно-исследовательским учреждением, организацией в соответствии с программой исследовательских работ, согласованной со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам рыбного хозяйства Украины.

Режим согласовывается территориальным органом рыбоохраны, в зоне которого будет осуществляться деятельность, в течение месяца со дня его получения. Если Режим не согласовывается, то в месячный срок он направляется пользователю с мотивированным сообщением и отправляется на доработку.

«19 октября 2015 года ООО «КООП «Антина» предоставила на согласование в Николаевгосрыбоохрану разработанный ИРХ НААН Украины «Режим рыбохозяйственной эксплуатации части Александровского водохранилища» и «Научно-биологическое обоснование рыбохозяйственной эксплуатации части Александровского водохранилища Николаевской области». Тщательно рассмотрев предоставленные документы, согласно требованиям пункта 2.3 Инструкции о порядке осуществления искусственного разведения, выращивания рыбы, других водных живых ресурсов и их использования в специальных товарных рыбных хозяйствах, утвержденной приказом Государственного комитета рыбного хозяйства Украины 15.01.2008 N4, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 28 января 2008 по N64/14755, 26 октября 2015 года «Режим рыбохозяйственной эксплуатации части Александровского водохранилища» был согласован управлением охраны, использования и воспроизводства водных биоресурсов и регулирования рыболовства в Николаевской области, так как предоставленные документы соответствовали требованиям действующего законодательства в частности выше указанной «Инструкции», - сказано в ответе, который мы получили из Николаеврыбоохраны.

Документы, которые отправил пользователь, центральным органом исполнительной власти, занимающимся вопросами рыбного хозяйства Украины, рассматриваются в течение месяца. Таким образом, 27 октября 2015 «Режим рыбохозяйственной эксплуатации части Александровского водохранилища» был согласован Государственным агентством рыбного хозяйства.

В дальнейшем искусственное разведение, выращивание, вселение ВЖР, проведение мелиоративных работ и т.д. выполняются пользователем согласно «режиму», а вылов водных биоресурсов осуществляется в соответствии с требованиями постановления КМУ №801 от 30.10.2013г.

Во исполнение требований этого постановления, 3 ноября 2015 года через Разрешительный центр Николаевской ОГА было подано заявление к Николаеврыбоохране на получение «Разрешения на специальное использование водных биоресурсов в рыбохозяйственных водных объектах (их частях)» на водный объект «Часть Александровского водохранилища». К заявлению прилагалась Справка о наличии у субъекта хозяйствования рыболовных судов (плавсредств), разрешенных орудий лова (в соответствии с требованиями правил рыболовства и режимов) и рыбоприемных пунктов (места расположения которых согласовано в соответствии с законодательством) на определенном рыбохозяйственном водном объекте (его части).

Постановлением КМУ предусмотрено, что территориальный орган рыбоохраны может отказать в выдаче разрешения субъекту СТРХ в случае:
- предоставления неполного пакета документов, необходимых для получения разрешения;
- выявления в предоставленных документах недостоверных сведений;
- отсутствие научно обоснованной информации о специальном использовании водных биоресурсов (решение Госрыбагентства);
- отсутствие доли нераспределенного лимита водных биоресурсов;
- систематические грубые (три и более) нарушения в течение года требований законодательства в области охраны, использования и воспроизведения водных биоресурсов;
- неуплата на время рассмотрения вопроса о выдаче разрешения штрафных санкций за нарушение вышеуказанных требований, а также наличие невозмещенного вреда, причиненного рыбному хозяйству;
- наличие просроченной задолженности перед государственным или местным бюджетом;
- использование выделенного количества водных биоресурсов менее чем на 75 процентов в течение предыдущих четырех лет.

При обработке документации, результатом чего должна была стать выдача разрешения или отказ в его выдаче, никаких нарушений, перечисленных в Постановлении, выявлено не было.

«То есть, Николаевгосрыбоохрана не имела оснований для отказа в выдаче ООО «КООП» Антина «Разрешения на специальное использование водных биоресурсов в рыбохозяйственных водных объектах (их частях) на Александровское водохранилище», и было принято решение о выдаче разрешения №091 от 12.11.15г.», - сказано в ответе.

«ООО «КООП «Антина» в полном объеме выполнены требования указанных выше нормативных документов, как в части оформления «Режима рыбохозяйственной эксплуатации Александровского водохранилища». Все разрешительные документов на право вылова водных биоресурсов получены в установленном законодательством порядке», - говорится далее.

Исходя из собранных нами материалов, а также данных, предоставленных Николаевской рыбинспекцией, видно, что разрешение на специальное использование водных биоресурсов выдавалось на законных основаниях. Более того, принимая во внимание нашу законодательную систему, рыбинспекция просто не имела право не выдать это разрешение, поскольку ей предоставили все предусмотренные законом документы. Отказ мог бы рассматриваться как превышение служебных полномочий со всеми вытекающими последствиями.

Другое дело — насколько соответствуют действия фирмы, получившей режим рыбохозяйственной эксплуатации, условиям, прописанным в самом режиме. Этот документ предполагает зарыбление водоханилища с целью увеличения водных живых ресурсов, а фирма первым делом, как утверждают протестующие рыбаки, начала вылов — именно это послужило причиной для начала протестных акций.

Очевидно, это станет предметом дальнейших разбирательств.


  

По материалам: novosti-n.org

Подождите...